Как вы себя позиционируете?
Я — городской дизайнер. И для меня в понятии городского дизайна, важен не только дизайн, важен город. Многие говорят, что в Ижевске ничего не происходит и видят только это — серый заводской не эмоциональный город. Но нас всех постоянно окружает красота. Главное — хотеть увидеть, услышать, узнать, понять. Жители не замечают и не знают, что радостного происходит в городе. И я подумал, что я могу сделать, чтобы передать красоту повседневной жизни в городе. Для этого мы реализовали целый ряд самых разных проектов.
Можете рассказать о них подробнее?
– Конечно!
1. Журнал «Фан»
Его идеей стал негласный призыв: «Меньше серых жизней» или «Больше жизни». Фан — это инсайдерский гид по родному городу. Журнал, который делают горожане для горожан — наш первый проект с открытым кодом, когда все участвующие в проекте могут повлиять на его развитие. Так мы стали рассказывать о том, что происходит в нашем городе. Потом обнаружили новую проблему: не многие хотят улучшать то, что есть, а если хотят, то не у всех получается хорошо. Мы поняли, что информировать недостаточно, надо вдохновлять на изменения, рассказывая о тех городских героях, у которых это получается хорошо. Так появился проект Завтрак.
2. Завтрак
Завтрак — это захватывающие истории вдохновляющих личностей. За 11 лет у нас побывало более двухсот гостей и тысячи слушателей. Мы создали сайт и стали рассказывать о людях, которые улучшают себя, окружение, свой город. Позже, когда мы осознали, что для изменений необходимо формировать сообщество делателей, мы подумали о постоянном месте — так появилась коворк-студия «Библиотика».
3. «Библиотика»
Это современное-образовательное пространство с самой большой частной библиотекой профессиональной литературы, в которой сейчас около 2000 книг и журналов по дизайну, креативу и коммуникациям. Но для роста в профессии необходимы не только место и книги, важны прикладные знания и навыки, мастер-классы и интенсивы. В какой-то момент мы на «Тринадцатом этаже» решили привозить интересных лекторов, чтобы становиться лучше не только самим. Так родилась идея Реформы.
4. Реформа
Это дизайн-практика с открытым кодом, когда каждый не только понимает, как работает хороший дизайн, но и может привнести в проект свое и получить радость от совместного творчества и получения знаний. Первой к нам приехала Лена Эрман из ИКРА и провела первый стратегический интенсив. Позже мы пригласили делиться знаниями и опытом Дениса Башева, потом приехал Вова Лифанов. Затем, благодаря нашим партнерам Центру дизайна (Слава Правдзинский и Андрей Зубрилов), мы провели две Реформы с Егором Мызником и Михаилом Антипиным. Потом были снова Денис Башев, а чтобы сделать дизайн для Театр кукол – приезжал Стефан Лашко. Мы благодарны всем наших участникам и партнерам за смелость и доверие. Мы пошли дальше: когда поняли, что в проекте всегда есть две стороны – дизайнер и заказчик – мы открыли клуб предпринимателей Деловар.
5. Деловар
Это клуб помогает городским предпринимателям улучшать себя и свой бизнес.
К чему вы пришли за долгие годы работы?
Посмотрев на наш путь длинной в 20 лет, пробуя себя во многих направлениях, областях и проектах, поддерживая городские и общественные инициативы, мы поняли, что то, чем мы занимаемся это и есть Городской дизайн. Городской дизайн междисциплинарный. Мы не делаем что-то в рамках одного направления или стиля. Но то, что мы делаем переплетается с тем, что мы любим и тем, что нам нравится. Нам нравится обнаруживать и проявлять ценность простых вещей, развивать себя, индустрию дизайна и улучшать свой город. И я вижу, что город меняется. Меняется к лучшему.
На ваш взгляд, чья это заслуга?
Это заслуга горожан. Потому что меняются люди, меняется отношение к себе и окружению. Изменения начинаются с обретения горожанами достаточного уровня ответственности за свою жизнь и жизнь других, за судьбу города.
Как вы определяете полезность того или иного проекта для городского дизайна?
С помощью критериев городского дизайна, которые смогли сформулировать за долгие годы работы. Вот некоторые из них:
1. Функциональный
2. Эмоциональный
3. Эстетичный
4. Не шаблонный, но понятный и близкий
5. Цельный и Гармоничный
6. Уместный. Контекст и Контент
7. Логичный и Перспективный.
8. Уважающий и Искренний.
9. Вовлекающий.
Если посмотреть с другой стороны, все, что мы делаем – мы делаем для детей. Им жить в нашем городе. Этим летом, благодаря сотрудничеству со школой СОК, мы провели Детские творческие смены.
Что вы планируете организовать?
Совместно с сообществом «Живые города» мы организовали Лабораторию городского дизайна и коммуникаций и включились в организацию VII Форума Живых городов «ВРЕМЯ СОЗИДАТЕЛЕЙ» и 13 августа проводим свой тематический день «Городской дизайн и коммуникации». Нас ждут интересные люди и актуальные темы. Поговорим о городах будущего, о городском дизайне и о том, как городские дизайнеры меняют города и горожан к лучшему. Проведем один из этапов Премии Живых городов и вручим награду в номинации за лучший проект по городскому дизайну. От Лаборатории Живых городов мы учредили приз за разработку визуального языка для территории, компании, города, организации или проекта, автор которого будет выбран победителем.
Спасибо за интервью и до встречи на форуме!